Вебтуны захватывают мир: история корейских онлайн комиксов
Как истории с картинками становятся гигантами корейской поп-культуры
С таким чтивом можно надолго выпасть из реальности и обзавестись темными кругами под глазами. Это фактор, плюс еженедельный формат выхода новых выпусков роднит комиксы с любимыми многими дорамами. Неудивительно, что эти два мира пересекаются, ведь очень часто в основе сюжета популярных корейских сериалов лежат именно вебтуны. Корейские комиксы набирают популярность с такой скоростью, что уже претендуют на звание феномена корейской волны наряду с к-поп, корейскими сериалами и фильмами. Вдобавок ко всему, по мнению экспертов, вебтуны уже дышат в спину манги и вот-вот возьмут пальму первенства в мире азиатских комиксов. Предлагаем разобраться, что это за картиночки, что пленят душу миллионов читателей не только в Южной Кореи, но и по всему миру.
История
Чтобы понять природу вебтуна, нужно копнуть поглубже и разобраться, что такое манхва. Манхва 만화 — это корейский комикс, родственник китайской маньхуа и японской манги. У всех трех слов китайское происхождение, а именно два иероглифа 漫畵, которые буквально переводиться как «свободный рисунок/набросок». Стиль и культурный контекст этих комиксов отличается, но их объединяет то, что они все являются иллюстрированным повествованием. У манги и манхвы еще более тесная связь — именно предки японских комиксов запустили развитие манхвы в период японской оккупации корейского полуострова. В 20-е годы прошлого столетия это были в основном небольшие разделы в газетах сатирического характера, либо рассказы в картинках для детей. После окончания Второй Мировой войны в 1948 году вышел первый корейский журнал комиксов «Манхва Хэнджин». Просуществовал он совсем недолго из-за того, что правительство не одобрило обложку.
Расцвет цветных корейских комиксов пришелся на 50-60-е годы, когда начали выпускаться журналы комиксов, в которые входило по несколько историй. Они были особенно популярны среди детей. Золотым периодом манхвы называют 80-е годы, но он продлился недолго, на горло творческого самовыражения наступило корейское правительство.
В 90-е чтение и производство комиксом осуждалось, причем на государственном уровне. Считалось, что графические новеллы плохо влияют на неокрепшие умы детей. Родители и учителя были в ярости, если находили у своего ребенка комикс. Общественное порицание дошло до публичных сжиганий конфискованных комиксов — все как в хорошей антиутопии. В 1997 году правительство Южной Кореи приравняло комиксы к алкоголю и сигаретам по уровню пагубного влияния на молодежь. Последним ударом стал экономический кризис, который отправил индустрию в нокаут, но все поменялось с приходом интернета.
Все началось с интернет портала Chollian, который в августе 2000 года запустил раздел Webtoon. Там размещали оцифрованные печатные выпуски манхвы. Формат с горизонтальным размещением сцен сохранился, и он был не совсем удобен для просмотра на экране компьютера. Все поменялось с революционным вертикальным повествованием: картинки располагались в вертикальном направлении и пролистывались как любая онлайн страница сверху вниз. Первым комиксом с таким форматом стал “Pape and Popo’s Memories”, который выпускался на сайте Daum, который запустился в 2003 году. В 2004 появилась платформа для вебтунов у Naver. Эти две площадки по сей день остаются лидерами среди вебтун сайтов.
Новому ответвлению манхвы понадобилась несколько лет, чтобы набрать популярность. Следующий виток развития и популярности вебтунов пришелся на середину нулевых, когда смартфон перестал быть редкостью, и люди с охотой стали читать комиксы на своих телефонах. Новая волна интереса с ростом посещаемости сайтов с вебтунами пришлась на наше время.
Статистика
Согласно данным Korea Creative Contents Agency, ценность внутреннего рынка вебтунов выросла с 52.9 миллиардов вон в 2010 до 880 миллиардов в 2020 году. Специалисты прогнозируют, что показатель достигнет цифры в один триллион вон уже в этом году. Все из-за вспышке COVID-19, ведь из-за самоизоляции многие люди обратились к вебтунам, чтобы скоротать время, став заложниками своих жилищ из-за пандемии.
По данным Naver Webtoon, количество ежемесячных активных пользователей по всему миру составляет 62 миллиона человек — за два года цифра выросла на 72%. Особенно заметно растет активность в США с более 10 миллионами пользователей каждый месяц. Компания стала лидером индустрии с ежедневным оборотом 3 миллиарда вон, что на один миллиард больше, чем в августе прошлого года.
Весь оглушительный успех привел к тому, что вебтуны вот-вот вытеснят мангу. А это крупнейший рынок комиксов в мире, который оценивается, на минуточку, в 5.7 триллионов вон. Сами издатели признаются, что конкурировать с корейскими онлайн комиксами, не предавая печатный формат и 100-летнюю историю манги, очень сложно. Еще сложнее конкурировать с онлайн форматом, когда Kakao запустили в Японии приложение для вебтунов Piccoma, ставшее в одночасье сенсацией.
Плюсы
Бесконечная прокрутка
Бесконечную вертикальную прокрутку называют чуть ли не основной причиной дикой популярности вебтунов. Читателю ничего не надо перелистывать, достаточно скроллить страницу, как и любую новостную ленту социальной сети. Это не просто упрощает восприятие, но и помогает с сохранением интриги. Если при чтение какой-то напряженной сцены, ее развязка выдается раньше времени просто потому, что она находится на соседней странице, с бесконечной прокруткой такое невозможно. Каждый свайп медленно, но верно приближает вас к развязке без спойлеров.
Удобно
Оптимизированный для гаджетов и смартфонов формат облегчает доступ к любимым историям. Любимые комиксы всегда под рукой и для этого не нужно утяжеляться томиками печатных книг, достаточно разблокировать экран смартфона и кликнуть на иконку приложения.
Не требует концентрации
Вебтуны — это своеобразный интеллектуальный снэк, ну или жвачка для мозга. Читателю не нужно прилагать много усилий, чтобы сконцентрироваться и погрузиться в историю. Можно зайти в вагон метро или автобус и на 10-20 минут отвлечься на мир вебтунов, не затрачивая на обработку информации много энергии.
Обратная связь
Прочитав очередную главу, люди оставляют комментарии, выражая восхищение или негодования. Один из ярких примеров — это обсуждения вебтуна “Cheese in The Trap”, которое развернулось между фанатами и автором комикса. Налаживание связи между автором и поклонниками всегда идет на пользу популярности и качества продукта. Яркий тому пример к-поп с мощными фанбазами, помогающими группам и артистам покорять новые музыкальные вершины.
Представьте, как было бы здорово, если бы мы могли прокомментировать онлайн публикацию «Графа Монте-Кристо» чем-то вроде «Эдмонд такой краш» *эмоджи сердечки в глазах*» или высказать свое фи по поводу поведения Печорина в «Герое Нашего Времени», а потом получить ответ Дюма и Лермонтова.
Легкий доступ
Помимо того, что доступ к вебтунам значительно облегчился из-за того, что телефоны перестали быть роскошью, так еще и компании онлайн комиксов пошли на встречу читателям. Naver запустил международную версию Naver Webtoon Line Webtoon вместе с приложением, которое сделало чтение вебтунов еще удобнее. В приложении можно мониторить новинки, рейтинги, подписаться на любимые комиксы и получать уведомление, когда выходят новые выпуски. Большинство комиксов находятся в бесплатном доступе, да еще и на английском языке. Английским и корейским все не ограничивается, Naver запустил работу на японском, китайском, индонезийском, тайском, французском и испанских языках.
Также любой начинающий художник может поделиться своим творением с другими читателями в разделе Canvas.
Симпатия к героям
По словам профессора международных Университета Ханкук, в так называемый «бум лузеров», когда молодое поколение чувствует себя неудачниками, герои-анердоги из вебтунов находят отклик в душах читателей.
Яркость
В отличие от черно-белой манги вебтуны яркие и красочные. И этим дело не ограничивается, некоторые авторы добавляют в комиксы музыкальное сопровождение, анимации и даже вибрации, что обеспечивает полное погружение в историю.
Адаптации
Как и любые популярные истории, вебтуны активно экранизируются. Огромное количество современных корейских сериалов и фильмов имеют вебтунские корни. Сериальщики довольно серьезно относятся к кастингу и визуальной адаптации известных онлайн комиксов, делая все возможное, чтобы фанаты комиксов и нетизены не обрушились на них с лавиной критики и негодования с возгласами “КНИГА ВЕБТУН ЛУЧШE!”. Вот пара ярких примеров адаптация популярных вебтунов.
Cheese in the Trap/Сыр в мышеловке/ 치즈 인 더 트랩, 2016, 2018
Автор: Sookyi
Вышеупомянутый вебтун рассказывает о жизни трудолюбивой студентки Хон Соль и ее отношениях с загадочным Ю Чоном. Сериал 2016 года стал первой адаптацией, где главных героев сыграли Ким Го Ын, Пак Хэ Джи и Со Кан Джун. Несмотря на то, что первые серии произвели положительное впечатление, финал сериала был раскритикован, как и экранное время, которое досталось главному герою. Говорят, что плохие отношения Пак Хэ Джина со съёмочной группой стали причиной того, что его герой не получил должного внимания. Позже режиссер и сценарист сериала принесли публичное извинение автору вебтуна. Создатели извинились за недобросовестную адаптацию и отсутствие тщательного согласование сюжета.
Пак Хэ Джину выпал шанс вновь сыграть Ю Чона, в этот раз на большом экране и с новым кастом, в который вошли О Ён Со и Пак Ки Ун.
Misaeng; Incomplete Life/Мисэн: Неполная жизнь/미생 - 아직 살아 있지 못한 자, 2014
Автор: Юн Тэ Хо
Сериал про молодого парня, которому пришлось стать простым офисным работником и оставить мечту о профессиональной игре в падук (го). Сериал стал адаптацией одноименного вебтуна Юн Тэ Хо и показал внушительные рейтинги. История завоевала сердца белых воротничков благодаря реалистичному изображению офисной жизни и проблем, с которыми сталкиваются молодые работники. Успех сериала решили повторить Япония и Китай, сняв свои версии под названием “Hope” и “Ordinary Glory”.
Itaewon Class/Итэвон Класс/이태원 클라쓰, 2020
Автор: Чо Кван Джо
Один из самых успешных вебтунов на платформе Daum c более 14 миллионов подписчиков был экранизирован каналом JTBC. Адаптацию ждал тот же успех, что и комикс — сериал стал хитом и расположился на третьем месте списка самых рейтинговых кабельных сериалов Южной Кореи. Сериал, стартовавший с 5% рейтинга, подошел к финалу с 16.5%, собрав восторженные отзывы критиков. Про сериал писали не только корейские СМИ, но и западные — американский Vulture посвятил целую статью новому хиту. Успех сериала о целеустремленном владельце ресторана DamBam Пак Сэ Роя во многом обусловлен тем, что автор комикса поднял наболевшие вопросы о социальной несправедливости и классовом неравенстве.
Tower of God/Башня Бога/신의 탑, 2020
Автор: SIU
Naver решили не ограничиваться выпуском самих вебтунов и стали их экранизировать. Совместно со студиями в США и Японии выпустили аниме, в основу которого лег популярный онлайн-комикс “Tower of God”, просмотры которого насчитывают более 4.5 миллионов просмотров. История рассказывает о мальчике по Бааме, который отправился за своей подругой Рахиль, которая решила покорить вершину загадочной башни.
Саундтрек к аниме исполнила популярная к-попа группа Stray Kids. Благодаря коллаборации многие поклонники к-попа заинтересовались анимэ и самим вебтуном, а любители аниме и комиксов - популярной корейской музыкой.
Что почитать
True Beauty/Истинная красота/여신강림
Автор: Yaongyi
История про то, как скромная любительница комиксов превратилась в первую красавицу школы, освоив мастерство мейкапа. Конфликт истории заключается в том, что люди вокруг героини не подозревают, что ее внешность результат ловкой манипуляции кистей для макияжа. Комикс лидирует по просмотрам и подписчикам на сайте Webtoon. Совсем недавно вышла сериальная адаптация вебтунского хита. Главные роли сыграли Мун Га Ён, Хван Ин Ёп и Ча Ын У, которому красавцев из онлайн комиксов играть не впервой — до этого артист сыграл главную роль в экранизации вебтуна “My ID is Gangnam Beauty”
Lookism/Лукизм/외모지상주의
Автор: Пак Тэ Джун
Еще одна история про роль внешней красоты в жизни. В центре повествования Даниэль Пак — непопулярный и тучный школьник, над которым постоянно издеваются одноклассники. Однажды утром он просыпается и обнаруживает, что стал обладателем нового привлекательного тела. История затрагивает важную тему роли внешности в современном обществе и ее влияние на отношение людей к друг другу.
Noblesse/Благородство/노블레스
Авторы: Сон Чже Хо, Ли Гван Су
История про благородного Кадис Этрама Ди Рейзла, который проснулся в современно мире после 820 лет сна. Герою приходится приспосабливаться к новому миру и продвинутым технологиям, разгадывать загадки своего прошлого и ходить в школу.
Save Me/Спаси меня/화양연화 pt.0 <SAVE ME>
Автор: BigHit Entertainment, Lico
Вебтун является частью вселенной BTS и продолжением истории, которая была изложена в клипах эры “The Most Beautiful Moment In Life”. Сюжет крутится вокруг семи близких друзей, один из которых пытается спасти всех, путешествия во времени и предотвращая трагические события вновь и вновь.
Вебтуны в пол-культуре
Вебтуны стали неотъемлемой частью корейкой культуры. Дошло до того, что даже в корейских сериалах их не просто читают и упоминают, но и создают. Например, героиня «Мяу, Таинственный Парень». Главная героиня будучи графическим дизайнером в свободное от работы время рисовала онлайн комикс, который повторял события её реальной жизни. Более яркий пример — уже легендарный «W: Между двух миров», где главная героиня оказалась в мире манхвы, где от сюжета зависела не только ее судьба, но и жизнь ее отца и возлюбленного — главного героя манхвы Кан Чоля. И более эпичный пример «Случайно найденный Ха Ру» - вебтун про комикс, где герои знают, что они персонажи комикса — практически нолановский уровень запутанности. В общем, онлайн комиксы берут новые высоты и прочно оседают в культурном пласте новой эры корейской волны. Остается только наблюдать, что нового преподнесет нам мир вебтунов.