Впервые на мировом уровне представлен масштабный исторический сериал про Корею. Проект не про зомби или игру на выживание с социальными комментариями, фэнтезийными или антиутопическими элементами. «Патинко» — это история страны, которая иллюстрируется через судьбу одной семьи.
Семейные саги помогают прочувствовать то, что приходилось пройти обычным людям в самые трагические и ключевые моменты истории. Такие произведения как, например, «Тихий Дон» и «Белая гвардия» становятся проводниками в другую эпоху и рассказывают об испытаниях людей предыдущих поколений. Роман и сериал «Патинко» выполняют ту же функцию, открывая западному зрителю Корею с другой стороны.
Повествование начинается со времен начала японской оккупации Кореи, в 1915 году перед рождением главной героини Сончжи. Как только мы знакомимся с главным персонажем, нас сразу перебрасывает в Японию 1989 года, чтобы представить нам второго героя — внука Сончжи Соломона. Нелинейное повествование сбивает с толку тех, кто читал книгу, но не смущает людей, которые только знакомятся с историей. Хотя, некоторые все же путаются в семейном древе героев. Если вновь сравнивать с книгой, то заметно смещение фокуса с Сончжи на Соломона. Это можно объяснить тем, что создатели ориентировались не только на стандартную аудиторию, но и западных зрителей азиатского происхождения. Образ и проблемы самоидентификации Соломона близки многим эмигрантам и их детям. Им до сих пор приходится пытаться сориентироваться в мире, где их не принимают как на фактической, так и на исторической родине.
Помимо проблем эмиграции и принадлежности, сериал поднимает важные для Кореи темы японской оккупации, войны и дискриминации. Лишенные родины, культуры и языка, корейцы становились жертвами различных проявлений ксенофобии. Все пережитые трагедии оставили рану на сердце корейского народа. Сюжет сериала неплохо иллюстрирует межпоколенческие травмы, показывая, как невзгоды и лишения оставляют след на нескольких поколениях. Вместе с этим подчеркивается важность семьи и родины в подобные кризисные времена. Сплоченность внутри семьи, поддержка близких, память о своих корнях и родной земле — те самые якоря, которые помогают пережить исторические бури. И если в книге больший акцент делается на испытаниях семьи, то в сериале тема родины выходит на первый план и будто отсылает к первоначальному названию романа «Родина» (Motherland).
Во время оккупации многие корейцы, уехавшие в Японию, работали в салонах патинко. Это было чуть ли не единственное место, в котором они могли заработать на жизнь вдали от дома. Автомат патинко, ставший названием и книги, и ее адаптации, выступает в роли метафоры жизни, в которой, как и в игре, часто решающими является воля случая и наши попытки управлять ситуацией. Игровые автоматы стали ярким пятном в холодном и сдержанном по цветовой гамме визуальном ряде. Прохладные оттенки отлично передают атмосферу непростого времени.
Операторская работа и визуальная составляющая одни из главных плюсов сериала, как и его каст, во главе которого обладательница премии «Оскар» Юн Ён Чжон, мастерски играющая женщину с тяжелой судьбой, популярный Ли Мин Хо. Сразу скажу, чары Ли Мин Хо на меня совершенно не действуют. Как по мне, он посредственный актер со слабой мимикой и невыразительными глазами. Кажется, что он из раза в раз играет одного и того же персонажа — избалованного богатея со скверным характером и самомнением размером с Эйфелеву башню. Но, стоит отдать ему должное, его герой в «Патинко» — это что-то новое. Не зря актер настойчиво стучался в двери к создателям и проходил первый за 13 лет кастинг. Любимец Кореи давно вырос из штанишек цветочного парнишки из нулевых. Пришло время первой роли антагониста.
Ли Мин Хо удивительно сносен и даже органичен в роли Ко Хансу. Кажется, что у актера лучше получается играть скрытных и не болтливых героев. Вспоминается его роль в «Вере», на мой взгляд, одна из самых удачных работ актера. Но вот сама характеристика героя Ли Мин Хо в «Патинко» смущает. Я не могу отделаться от мысли, что сериальный Хансу намного приличнее книжного воплощения. В романе глава рыбного хозяйства был настоящим негодяем — грубым, резким, ужасно хитрым человеком с еле уловимыми остатками доброты в сердце. Чуть ли не с первых страниц ему хотелось дать несколько увесистых пощечин и отправить на корабле обратно в Осаку, чтобы не портил жизнь Сончже. В сериале же он просто неоднозначен и при этом не лишен искренности. Это в какой-то степени разочаровало. В одном из интервью Ли Мин Хо сказал, что у его героя, при всех отрицательных чертах, золотое сердце. Ощущение, что актер боится играть отъявленного мерзавца на экране, будто это как-то отразится на его репутации в реальной жизни.
На фоне популярного Ли Мин Хо и легендарной Юн Ё Чжон не теряются молодые актеры. Второй мужчина в жизни Сончжи Пэк Исаак — антипод порочного Ко Хансу. Но Санхён стал приятным сюрпризом и, в отличие от героя Ли Мин Хо, будто сошел со страниц книги. Звезда Бродвея Джин Ха, сыгравший внука Сончжи Соломона, идеально вписался в роль. Запоминается и Ким Мин Ха. После немногочисленных маленьких и незаметных ролей включиться в столь масштабный проект — это смело. Её Сончжа тоже вышла очень книжная — тихая, наивная и трогательная, но при этом девушка с огромной внутренней силой.
В «Патинко» привлекает свежесть и непохожесть. Все это, на мой взгляд, из-за полузападного происхождения. Не стоит забывать, что это не к-драма, а сериал про Корею, создателями которого в основном являются этнические корейцы, выросшие на Западе. Именно поэтому там много новых лиц и так чудесно переплетаются разные культуры. Помимо этого у сериала хорошо получается рассказывать об обычных человеческих вещах. «Патинко» помогает понять не только корейскую культуру и историю, но и заставляет вновь вспомнить, что несмотря на наши различия, мы во многом похожи — семья и родина наша общая ценность.
Читайте полный список к-драм на 2022 здесь