Многие ученые сходятся во мнении, что у ханбока кочевые корни и что предположительно костюм пришел в Корею с Алтая или Маньчжурии. На кочевое происхождение наряда главным образом указывает свободный крой ханбока. Широкий и просторный силуэт был необходим для сохранения манёвренности при верховой езде — ключевом аспекте степной жизни.

«Муж на сто дней», 2018

Историю корейского ханбока принято отсчитывать с периода Трех Государств, когда королевства Силла, Пэкчэ и Когурё занимали весь корейских полуостров. Благодаря сохранившимся фрескам периода Когурё, можно сделать вывод, что первая вариация ханбока уже сформировалась к VII веку. В тот период мужчины и женщины носили широкие брюки, юбки и просторные халатообразные жакеты, доходящие до бедра. 

Во времена  объединённого королевства Силла ханбок изменялся под влиянием китайского соседа. Широкие жакеты стали подвязываться на талии. Особенно сильно под влиянием Во времена Корё на смену китайскому влиянию пришло монгольское — юбки чимы стали значительно короче, а жакеты чэгори доходить до талии.

В эпоху Чосон страна продолжала активно перенимать жизненный уклад китайского соседа, особенно его конфуцианский порядок. Это не могло не отразиться и на одежде. Так, например, правило не показывать лицо незнакомым мужчинам нашло отражение в образе носки женского пальто чангот — девушки из благородных семей накидывали пальто на голову и придерживалиу подбородка каждый раз, когда покидали пределы дома.

Падение династии Мин в 1644 году положило конец китайскому влиянию на Чосон. Произошло это из-за того, что корейцам не понравился уклад жизни новой маньчжурской династии Цинь. Корейский костюм, в том числе и ханбок, встал на путь самостоятельного развития. Как раз в этот период традиционный наряд претерпел значительные изменения: изменилась форма традиционной мужской шляпы кат, женская прическа стала включать в себя накладные части и шиньоны, юбка чима стала объемнее и пышнее, рукава чэгори начали сужаться, а сама длина жакета укоротилась. Дошло до того, что к концу XIX века жакет стал заканчиваться намного выше талии, оголяя грудь.

Несмотря на все метаморфозы, которые претерпевал ханбок под влиянием соседних государств и стран-завоевателей, очертания силуэта и основные составляющие традиционного костюма оставались неизменными на протяжении многих веков. Верхняя часть представляет собой жакет чэгори, который является частью мужского и женского наряда. Нижняя часть состоит из объемной юбки чимы в форме колокола у женщин и свободных брюк пачжи у мужчин. Уникальный силуэт и просторный фасон —  основные достоинства ханбока, благодаря им костюм подходит всем типам фигуры, подчеркивает достоинства, скрывает недостатки.

Основной концепцией ханбока является изящный крой. Воздушность достигалась гармоничным сочетанием мягких линий манжет пэрэ и острых углов донжона — воротника чэгори. Немаловажным элементом ханбока также является откорым — узел на чэгори, состоящий из лент, по которым раньше судили о качестве наряда. В прошлом состоятельные барышни также часто дополняли свой наряд декоративной подвеской норигэ, которая крепилась на пояс юбки чимы.

 

Ханбок славится яркими цветовыми сочетаниями. Исторически сложилось так, что эта цветовая выразительность объясняется не только простым эстетическими соображениями, но и соблюдением определённых традиций и правил в ношении костюма.

Цветовые комбинации выбирались согласно философии инь-ян, где каждый цвет соответствует одному из элементов: белый — металл, красный — огонь, голубой — дерево, черный — вода, желтый — земля. Также цветовая гамма и орнаменты на ханбоке зависели от социального статуса его обладателя, ведь, как и в любом другом обществе, одежда в Корее была атрибутом, демонстрирующим статус и семейное положение ее обладателя. Поэтому яркую одежду из шелка с богатой вышивкой могли носить только представители знати — янбаны. 

Дети и молодежь ходили в пестрой и разноцветной одежде, подчеркивающей их нежный возраст. Юные незамужние девушки носили желтые чэгори и красные чимы, в то время как женщины в браке сочетали красные юбки с чэгори зеленого цвета. Исключением были женщины с сыновьями, им полагалось носить юбки синего цвета. Своеобразный цветовой код объясняется тем, что репутация женщины эпохи Чосон полностью основывалась на успехе и социальном положении ее мужа и сыновей — еще одно проявление конфуцианской идеологии в традиционном костюме. Гардероб мужчины состоял из нарядов сдержанной и приглушенной цветовой гаммы, где преобладали оттенки синего и голубого. Фиолетовый был цветом королевской семьи и представителей знати. 

У простого народа не было доступа к дорогим окрашенным тканям, они преимущественно носили ханбоки белого цвета из ткани пеньки, которые со временем стали символом народности и единения. Именно поэтому во времена японской оккупации вопреки запрету носить белые традиционные наряды, корейцы все же надевали белоснежные ханбоки, тем самым выступая против  власти захватчиков. По особым случаям белая гамма одежды крестьян дополнялась бледно-розовым, светло-зелёным и серым цветами. 

С XIX века и открытием страны Западному миру, ханбок стал постепенно уступать место европейскому костюму. С началом экономического роста в 80-е гг. XX века вместе  с другим символом традиционного уклада жизни — ханоком, — ханбок стал казаться корейцам пережитком прошлого, чем-то устаревшим и неактуальным. Так, ханбок полностью исчез из повседневного гардероба корейцев, став частью истории и развлечением для туристов, арендующих традиционный костюм для прогулок по столице. 

«Мистер Саншайн», 2018

Благодаря правительственным программам по поддержке национального костюма, ханбок не стал полностью архаизмом. Современные корейцы продолжают носить традиционные одеяния по особым случаям. Например, матери жениха и невесты на корейских свадьбах облачаются в ханбоки, а маленьких детей на их первый день рождения наряжают в специальный толь ханбок. Часто в главные праздники Чусок (Чусок — традиционный корейский праздник урожая)  и Лунный Новый год Соллаль (Соллаль — корейский Новый год, который отмечается по лунному календарю) корейцы переодеваются в нарядные ханбоки. Некоторые влюбленные пары делают выбор в пользу ханбока, когда заходит речь о свадебном наряде. 

MONSTA X

Dreamcatcher

Благодаря Корейской волне, ханбок сегодня переживает возрождение. Ханбок и раньше цитировался в коллекциях таких легендарных домов, как Dior и Chanel, но сейчас масштабы интереса к традиционному костюму значительно выросли. И все вновь благодаря халлю (Корейская волна) и айдолам, которые чаще выбирают традиционные одеяния для своих клипов и выступлений. Если раньше элементы национального костюма изредка использовались в качестве нарядов знаменитостей, да и то преимущественно во время празднования Чусока и Нового Года, то сейчас практически каждый месяц к-поп радует релизами, где задействован один из символов Кореи — ханбок.

Если раньше корейские знаменитости изредка облачались в национальный наряд для празднования Чусока или Нового года, то сейчас все изменилось: практически каждый месяц к-поп радует релизами, где задействован один из символом Кореи —- ханбок 

Галерея из 6 изображений со скроллом:

Chanel Resort 2016Dior Spring-Summer Haute Couture 2011Vogue Korea

Tchai KimVogue Korea

Новые прочтения нарядов с многовековой историей органично вписывается в ультрамодные музыкальные видео популярных групп и певцов, восхищая людей по всему миру. Яркие тому примеры — “Daechwita” от Agust D, “Favorite Boys” от A.C.E, “Tiger Inside”от  SuperM и “How You Like That” от BLACKPINK. 

Agust D

A.C.E.

Super M

Создателем ханбоков для популярной женской группы YG Entertainment выступила Ким Данха. Любители к-поп по всему миру оценили не только драйвовый трек квартета, но и яркие и выразительные костюмы, которые смотрелись современно, сохраняя в себе много ключевых элементов традиционного наряда. 

Blackpink

Благодаря поп-культуре интерес к национальному костюму Кореи проснулся не только у иностранцев, но и у молодого поколения корейцев. Молодежь стала обращать больше внимания на бренды, занимающиеся созданием модернизированных ханбоков, адаптирующих традиционный крой под современный. 

Например, с легкой руки Чонгука, который несколько раз появлялся на людях в модернизированном неформальном ханбоке якйебоке марки Zijangsa, костюмы бренда стали пользоваться большим спросом среди молодежи и фанатов группы. 

Выразительный в своей простоте ханбок продолжает быть отражением корейской эстетики и представления о прекрасном. Даже спустя века, гармоничный в своих линиях и сочетаниях цветов, национальный наряд несет в себе дух корейского мироощущения и продолжает быть важнейшей частью самоиндентификации корейцев.

Traditional Hanbok vs Themed Hanbok what is different?