Ни для кого не секрет, что корейцы — одна из самых трудолюбивых наций в мире. С самого детства корейцы с головой погружены в учебу:посещают школу, ходят на дополнительные курсы, занимаются с репетитором и тратят все свободное время на изучение иностранных языков и различных дисциплин. Взрослые же посвящают всю свою жизнь работе, живут в стиле 빨리빨리 [палли-палли], что с означает быстро-быстро, чтобы всё и везде успеть.
По закону корейские компании обязаны давать 15 дней отпуска сотрудникам, тем не менее, корейцы работают практически без отпусков, а если и берут перерыв, как правило, это не больше 5 или 10 дней. При том, корейцы не просто мало отдыхают, но и очень много работают, например, среди стран участниц ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) Корея занимает четвертое место по продолжительности рабочего времени, опережая такие страны, как США, Япония, Германия и другие. В цифрах получается так, что средний корейский работник в год работает на 566 часов дольше, чем его коллега в Германии. В 2018 году власти Сеула ввели принудительное выключение компьютеров — согласно этому правилу, в государственных учреждениях выключали электричество после 10 часов вечера, чтобы сотрудники шли домой и не перерабатывали. В чем же кроется причина такого трудолюбия корейцев?
Краеугольным камнем в формировании корейского менталитета и образа жизни является конфуцианство — этико-философское учение, основанное Конфуцием. Если сильно упрощать, конфуцианство учит людей праведному образу жизни — дает представление о правильном, устанавливает какими качествами должен обладать достойный человек, как следует обращаться со старшими, учит принципам, на основе которых строится государство. Конфуцианство не является религией, однако в духовной и повседневной жизни корейцев оно играет такое же важное значение, как, например, христианство в жизни европейцев. И одними из важнейших пунктов в учении Конфуция служат вера в ценность тяжелого труда, преданность коллективу, а также поощрение образованности и мудрости. Именно из-за этого в Корее возник своего рода «культ труда», физического и умственного, потому что тяжкая работа и упорная учёба всегда высоко поощрялись. Считалось, что самосовершенствование личности, успех, а также процветание государства всегда достигается путем тяжелого труда. Даже сегодня невооруженным взглядом можно обнаружить конфуцианское наследие — корейцы часто жалуются на тяжелый труд, словно получая удовольствие от рассказов о том, как сильно их нагружает начальник, как у них много ответственности и задач на работе. В нашем обществе в ответ на подобные жалобы собеседник возмутился бы и предложил уволиться, тогда как у корейца, скорее всего, такая реакция вызвала бы смущение, поскольку он хотел получить поощрение и признание, а не предложение о смене работы.
Конфуцианство и рисоводство — всё это дела минувших дней. Почему же сегодня эти явления сохранились и даже, в какой-то степени, гипертрофировались? Суть в том, что Корея не всегда была такой богатой и процветающей страной, как сегодня. Ещё каких-то полвека назад корейцы жили в разделенной стране, разоренной войнами и жестокими японскими оккупантами. Экономическая обстановка была настолько плачевной, что Корею можно было смело назвать одной из беднейших стран мира. Ситуация ещё и осложнялась тем, что Южная Корея не обладает большими залежами полезных ископаемых. Из-за всего этого единственный ресурс, на который приходилось надеяться корейцам — это собственные руки и мозги.
Ценою тяжелого труда корейцы смогли совершить экономическое чудо, быстро преодолеть последствия нескольких уничтожительных кризисов и закрепиться в роли одной из самых технологически продвинутых стран с развитой экономикой и богатым населением. Но за это пришлось заплатить свою цену. Например, еще в 60-70-е годы для Кореи была типична следующая картина: отец семейства уходит на работу рано утром и возвращается поздней ночью, работая 12 часов в день и более, а мать семейства воспитывает 4-5 детей и ещё умудряется ходить на подработки. Людям приходилось так жить, надеяться было не на кого, жизнь семьи и всего государства была в их руках. Картина поменялась лишь ближе к 90-м, когда корейцы начали постепенно богатеть. Это и сформировало мировоззрение корейцев — если хочешь выжить в этом жестоком и конкурентном мире тебе надо работать в два раза больше других. Собственно, большинство корейцев живут по такому принципу до сих пор — стараться больше всех, работать больше всех, учиться больше всех.
В конце концов, принцип конкуренции стал основой формирования рабочей этики, а также системы образования в Корее — работа и учеба подразумевает безостановочную борьбу за «место под солнцем», поступить в престижный корейский университет очень сложно, а количество высокооплачиваемых рабочих мест ограничено, из-за чего корейцам и приходится всю жизнь проводить в гонке, в которой невозможно быть нетрудолюбивым.
Огромное влияние оказала и жестокая японская оккупация — именно японцы привнесли в Корею концепцию 멸사봉공 [мёльсабонгон], что значит отказ от личных интересов ради труда во благо общества. Эта концепция поощряет пожертвование личной жизнью и посвящение всего себя труду. В целом, период японского колониального правления оставил глубокие раны в сознании корейского народа — спустя более тридцати лет репрессий, угнетения и дискриминации, корейцы видели в бесконечном и изнурительном труде единственный метод сохранения и развития нации.
Разбираясь в причинах корейского трудолюбия нельзя и не упомянуть о том, что вплоть до 2008 года в Корее не было базовой пенсии по старости. То есть, людям в пожилом возрасте приходилось надеяться на свои накопления либо на помощь собственных детей. Неудивительно, что при таких условиях количество обедневших пожилых в Корее - одно из самых высоких среди стран-участниц ОЭСР. Осознавая неминуемую старость корейцы стараются заработать, накопить как можно больше в годы молодости, дабы после выхода на пенсию им не пришлось жить в нужде.
Все вышесказанное сформировало современный образ жизни корейцев. У них всегда присутствует желание конкурировать, становиться еще богаче, гнаться за успехом и всегда поддерживать хорошо выглядеть. Именно по этой причине молодые корейцы, живущие в достатке и родившиеся уже в богатой и процветающей Корее, целыми днями работают, чтобы стать успешными, учатся, чтобы получить преимущество, а также тщательно следят за своей внешностью, чтобы быть такими же неотразимыми, как звезды с экранов.
Такой образ жизни, безусловно, не сказывается положительно на здоровье людей. Многие корейцы сильно перерабатывают и живут в состоянии постоянного стресса, из-за чего у них развиваются различные заболевания. От этого страдает и духовная составляющая — молодые корейцы все чаще замечают, что в таком плотном графике они не успевают жить и наслаждаться жизнью. Согласно новому исследованию World Happiness Report 2023 американского социологического центра Ipsos, Корея заняла 31 место из 32 стран, тем самым войдя в число государств с наименьшим уровнем счастья среди населения. Кроме того, по данным Всемирной организации труда, корейцы работают очень много, но эффективность труда остается невысокой, и предоставление рабочим большего количества выходных дней и отпусков помогло бы поднять продуктивность. С другой стороны, справедливым будет отметить, что только благодаря такому тяжелому и упорному труду, Корея оказалась там, где она находится сегодня.
Корея стремительно меняется и, казавшиеся ещё лет десять назад незыблемыми устои, сегодня с легкостью разрушаются, общество постоянно меняется. Поэтому, нет сомнений в том, что корейцы найдут выход и из этой ситуации.